«Побывать в змеиной коже»:  специалисты Парка рассказали об адаптациях обыкновенной гадюки к условиям Крайнего Севера

14.08.2020

Обыкновенная гадюка (Vipera berus L.) – самый «северный» вид змей из обитающих в России. Он включён в Красную книгу Архангельской области и многие другие региональные Красные книги. В условиях сурового климата Онежского полуострова этим рептилиям, не обладающим постоянной температурой тела, помогает выжить ряд адаптаций, за которыми наблюдали специалисты Парка во время экспедиционных работ. Исследователям удалось даже заснять редчайшие кадры спаривания змей в природе.

Все знают, что гадюка – ядовитая змея, и разумная осторожность в местах её обитания оправдана. Однако часто опасность бывает сильно преувеличена. Предвзятое отношение к рептилиям рождает множество мифов и заставляет людей видеть в них врагов. Попытаемся разобраться, почему гадюк нужно не уничтожать, а охранять.

Зимой гадюку встретить нельзя. В холодный сезон эти рептилии живут в норах мышевидных грызунов, в полостях от сгнивших корней деревьев и других убежищах. Несмотря на замедление жизненно важных процессов зимой, змеи способны перемещаться в поисках тёплых участков нор, расположенных ниже уровня промерзания почвы.

В Летне-Золотицком секторе национального парка «Онежское Поморье» в 2015 году гадюк наблюдали раньше обычного — 16 апреля, когда в лесу ещё сохранялся уровень снежного покрова 30 – 40 см. По-видимому, это произошло из-за того, что нора была затоплена водой в период активного снеготаяния, а змея отреагировала на изменившиеся условия.

Обычно гадюки отмечаются на побережье в период со второй декады мая (6 мая – самая ранняя дата массового наблюдения змей) по вторую декаду августа (23 августа — самая поздняя дата наблюдений). В лесу гадюку можно встретить и осенью — 8 октября отмечена самая поздняя встреча.


Гадюки различной цветовой окраски на Онежском полуострове. Фото Альберта Брагина и Павла Футорана

В мае при проведении учётных орнитологических работ на мысе Глубокий научному сотруднику Альберту Брагину и старшему государственному инспектору – охотоведу Павлу Футорану удалось не просто увидеть регионально редких краснокнижных гадюк, а наблюдать обычно скрытые от человека взаимоотношения змей.

«Для гадюк крайне важны условия влажности, чередования затенённых и освещённых участков территории, наличие убежищ и кормовой базы. Этим рептилиям нужны особые условия для терморегуляции тела. Для местообитаний гадюк характерен особый микрорельеф с чередованием возвышенных участков и понижений. Например, на болоте Пурнемский мох гадюка встречается на границе возвышенного грядово-мочажинного комплекса и понижений в краевой осоково-сфагновой части болота. В районе мыса Сатанский змеи отдают предпочтение зоне супралиторали на валунно-галечниковом участке берега с выброшенными брёвнами и редкой растительностью. На 8-километровом участке побережья в районе губы Конюхова чаще всего гадюки встречаются вблизи рыбацких изб. По-видимому, это связано с повышенной численностью мышевидных грызунов у жилищ человека. Под избами змеи находят временное укрытие. На Онежском полуострове гадюки встречаются не только на побережье, но и в его центральной части на высотах до 160 метров над уровнем моря, в открытом комплексе сосново-сфагновых болот», — рассказал о встречах гадюк на Онежском полуострове Альберт Брагин.



Различные позы и форма гадюк при терморегуляции тела, остатки линной кожи. Фото Павла Футорана

«В этом году снег в лесу на Онежском полуострове полностью растаял поздно – только к 18 мая. Сразу после схода снега мы стали наблюдать выползающих на открытые прогреваемые участки побережий змей, которые появлялись в солнечную погоду во второй половине дня, когда солнце уже покидало точку зенита — в это время рептилии не могут перегреться. На 400-метровом участке побережья с 19 по 25 мая в четырёх локусах было обнаружено 10 особей, среди которых были змеи различной цветовой окраски: абсолютно чёрные — меланисты и с коричневым зигзагообразным рисунком. Гадюки встречались как по одной, так и группами – по две-четыре особи. Они отмечены на возвышенном береговом валу, представляющим собой вересковые и можжевеловые гряды с маленькими ёлочками на границе разреженного старовозрастного осинника с примесью берёзы. Весенний выход змей из нор сопровождается линькой, здесь были обнаружены выползки — кожа, которую сбросила змея во время линьки.

Некоторые змеи полностью располагались на освещённых солнцем участках, другие прятались под кустарничками и в полостях в песчаном грунте. Во время наблюдений змеи чередовали различные позы, а также меняли форму тела – от спирально закрученного клубка до широкого и плоского, почти ремнеобразного вида. Такое поведение гадюк, позволяющее им повышать температуру тела и поддерживать её в предпочитаемом диапазоне, связанно с терморегуляцией и носит научное название “баскинг”», — рассказал о своих наблюдениях Павел Футоран.

Исследователи наблюдали разнообразные взаимоотношения животных с друг с другом: от явно брачного — змеи ползали по поверхности тела друг друга, периодически ощупывая языком партнера, до агрессивного преследования одной особи другой. Наблюдавшийся процесс спаривания длился в пределах часа.



Копуляция гадюк в районе м. Глубокий 21.05.2020. Фото Павла Футорана

Чтобы развеять для себя укоренившиеся мифы об удивительных и безусловно заслуживающих трепетного к себе отношения животных, можно ознакомиться с многочисленными публикациями о них. 

Для многих читателей, например, будет удивительным узнать, что вопреки распространенному заблуждению, гадюки — яйцеживородящие рептилии, у которых трехмесячное развитие яиц и вылупление детёнышей происходит в утробе матери. На Севере при неблагоприятных условиях у наиболее массивных и взрослых оплодотворённых самок может произойти задержка развития эмбрионов, и зимовка гадюк будет происходить в беременном состоянии до следующего сезона. Восстановление самки после родов занимает до двух лет. Живорождение — важнейшая стратегия выживания рептилий на Севере.

Возврат к списку