Чертили, рубили и ковали сами: как жители северной деревни строили первый в Лопшеньге советский бот

26.03.2020

Вы знали, что в 1927 году был создан первый в Лопшеньге советский бот — особый вид промыслового судна? Над проектом работали не академики и инженеры, а молодежь поморской деревни.

В 1927 году местные активисты комсомола организовали первый в деревне советский рыболовецкий коллектив и задумали построить рыболовецкое судно — моторный бот.

Об этом известно из рассказа участника событий Алексея Фёдоровича Федотова (1908 — 1990), опубликованного в книге «Рыбацкие песни и сказы» в 1950 году. Примечательно, что в Архангельске живет дочь Алексея Федотова, Татьяна Соловьёва, кандидат психологических наук, которая значительную часть своей жизни работала доцентом кафедры психологии САФУ. Сотрудники отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Марина Мелютина и Яна Харитонова встретились с Татьяной Алексеевной, которая поделилась воспоминаниями и передала в научный архив Парка копии документов и фотографий из семейного архива. Среди этих материалов хранится редкая фотография моторного бота.


Татьяна Алексеевна Соловьёва. Фото Я. Харитоновой

О строительстве этого судна сохранилась интересная информация.

Кроме энтузиазма у начинающих судостроителей ничего не было: ни денег, ни чертежей, ни инструментов. Нанять профессионального конструктора было слишком дорого. Заказать изготовление металлических деталей тоже получалось накладно, их решили сделать самостоятельно, да вот только кузницы в Лопшеньге не было… Даже лошадей для перевозки материалов у коллектива не хватало.

Некоторые не верили в то, что мечта молодых комсомольцев осуществится. Лодка с мотором тогда была только у местного «кулака» Юдина, но он не подпускал никого к чуду техники, поэтому моторное судно для жителей Лопшеньги оставалось чем-то из области фантастики. Тем интереснее была задача для молодёжи.

Работы развернулись на берегу Белого моря. Тяжёлые стволы деревьев из леса на побережье поморы таскали на себе. С помощью местного плотника своими силами разработали чертёж и модель бота.

«Мы с братом двоюродным, Сашей, целыми ночами сидели, чтобы не провалить. Моделей сделали штук десять: и клеили, и из бумаги резали, и строгали — целая мастерская была. Помог нам ещё Ярыгин Александр Васильевич, плотник», — вспоминал Алексей Федотов.

Позже раздобыли и денег на строительство — удалось взять в кредит тысячу рублей. Оригинально решили проблему с отсутствием кузницы — построили сами. Кто-то где-то отыскал старые кузнечные мехи (или, как их ещё называли, меха). Ковать вызвался Алексей Федотов. До этого он прошёл в Архангельске курсы управления моторными судами, где немного обучился и кузнечному делу.

Первые курсы мотористов «Севкрайрыбсоюза». Алексей Федотов — второй справа. Фото из архива Т. Соловьёвой


«Начали ковать — ни молотка, ни зубила, ничего. А чужого разве пойдёшь просить? И не давали, всё с насмешкой! — рассказывал помор. — Сами их сделали: и клещи, и зубила, и молотки».

Когда судно было закончено, его создатели с гордостью любовались своим творением, а злые языки говорили, мол сделана работа «не чисто».

«Не чисто, так крепко сколочено», — отвечали комсомольцы.

Бот назвали «Заря». В честь спуска судна на воду специально сварили пиво и угостили всех, кто участвовал в спуске. Главной детали — мотора — тогда ещё не было, его ждали из города.

По первому кличу четверо жителей деревни на парусах погнали бот в Архангельск и успели отхватить самую первую «машину», собранную артелью «Победа» в Мелитополе. По счастливому совпадению, первая партия лодочных моторов отправилась именно на Север.

В Соломбале «машину» установили на бот, а после двинулись в сторону Лопшеньги.

«На берег народу высыпало — дождём не смочить сколько. И родные, и знакомые. Радость какая: мотор идёт! Некоторые завидовали. Теперь мы построили, так все хотят», — делился в своём рассказе Алексей Федотов.

Рыболовецкому коллективу выделили промысловый участок, и часть рыбаков осталась в родной деревне ловить сёмгу и селёдку. Другая часть, включая Алексея Федотова, — отправилась в большое плавание на новеньком боте. Провожали всей деревней. Одни смотрели на моторку с любопытством, другие испуганно разбегались, услышав рёв техники.

Испытание морем «Заря» прошла успешно. Судно пережило камни, песок и шторма. Новоиспечённый моторист Алексей Федотов прослыл мастером на все руки, ему несли на ремонт всё от самоваров до умывальников, а «первый советский бот» служил поморам ещё долгие годы. В 1930 году в Лопшеньге появился рыболовецкий колхоз «Заря», и судно перешло к нему.


50-летие колхоза «Заря». На трибуне Федотов Алексей Федорович. Лопшеньга, 1980 год.  Фото из архива Т. Соловьёвой


Парк благодарит Татьяну Алексеевну Соловьёву за сотрудничество. Предоставленная информация поможет в создании музейной экспозиции в Визит-центре деревни Лопшеньги.

Возврат к списку