09.07.2014

Кто из нас в детстве не читал роман Вениамина Каренина «Два капитана»? С замиранием сердца мы следили за удивительной историей Сани Григорьева. Забывая сделать уроки, читали страницу за страницей, а понравившиеся слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – становились девизом многих на всю жизнь. Мог ли я тогда думать, что через тридцать с лишним лет после того, как прочел книгу, сам прикоснусь к этой истории. И не выдуманной, а самой настоящей…
Еще в прошлом году, встретившись с легендарным капитаном яхты «Апостол Андрей» Николаем Литау, я неожиданно для себя получил предложение отправиться вместе с ним в Арктику. Но тогда мне тоже предстояло идти в северные широты на НЭС «Михаил Сомов». С глубоким сожалением пришлось отказаться, но с надеждой попросил связаться, если вдруг меня захотят видеть на борту яхты в следующем году…
И вот минувшей зимой Николай Литау пригласил меня присоединиться летом 2014 года к экспедиции на яхте «Апостол Андрей». Цель экспедиции – пройти маршрутом шхуны «Святой Анны», которая бесследно пропала во льдах Северного Ледовитого океана, посетить на архипелаге Земля Франца-Иосифа памятные места знаменитых полярных путешественников и, если повезет, обнаружить артефакты вековой давности. Ведь именно сто лет назад на архипелаге погибла основная группа людей, покинувших шхуну «Святая Анна». Из всего экипажа выжили двое – матрос Конрад и штурман Альбанов. С Земли Франца-Иосифа их забрала другая полярная экспедиция – Георгия Седова. Об этом много написано, но за целый век не удалось приблизиться к разгадке гибели шхуны и экипажа ни на йоту.

Затерянная во льдах
В июле 2012 года исполнилось 100 лет со дня начала полярной экспедиции лейтенанта Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна», бесследно исчезнувшей во льдах Арктики в 1914 году. Эта экспедиция, как и две другие русские полярные экспедиции – Г. Я. Седова и В. А. Русанова, – снаряжавшиеся с ней одновременно, явилась следствием необычайно возросшего во всем мире в начале XX века интереса к Арктике и полюсам Земли.
Начало этому интересу положил знаменитый дрейф во льдах Северного Ледовитого океана Фритьофа Нансена на судне «Фрам». Затем знаменитые походы к Северному и Южному полюсам Роберта Пири, Руала Амундсена, Роберта Скотта. Лейтенант Георгий Брусилов на шхуне «Святая Анна» выходит из Петербурга. Задача экспедиции – впервые под российским флагом пройти по Северному Ледовитому океану от Архангельска до Владивостока за одну навигацию и доказать возможность регулярного плавания в арктических водах, вести постоянные гидрометеорологические наблюдения на всем пути…
На исход всех трех российских экспедиций оказала влияние необычайно сложная ледовая обстановка 1912–1913 годов. Так, летом 1912 года преобладали северные ветры, согнавшие льды Карского моря на юг и образовавшие большие пространства чистой воды в его северной части. По этим пространствам экспедиции Русанова на «Геркулесе» удалось от севера Новой Земли проникнуть далеко на восток к берегам Таймыра, а на юге «Святая Анна» смогла продвинуться лишь до Ямала. Когда зимой 1912–1913 годов задули обычно преобладающие здесь южные муссонные ветры, льды Карского моря, скопившиеся за лето на юге, начали стремительный дрейф на север, заполняя прошлогоднее разрежение. Этим и объясняется необычно быстрый дрейф «Святой Анны» на север, определивший ее трагическую судьбу.
Но об этом станет известно много позже, а летом 1912 года мореплаватели покидали северные порты России, полные радужных надежд. Нужно сказать, что «Святая Анна» была оснащена гораздо лучше двух других российских экспедиций того времени, не говоря уже о том, что судно строилось специально для ледовых плаваний. Несмотря на то, что «Святая Анна» не раз уже трудилась во льдах и была «в летах», она не выглядела старой. Комфортабельные каюты отапливались паром, в носовой части находились две гарпунные пушки. «Корабль прекрасно приспособлен для сопротивления давлению льдов и в случае последней крайности может быть выброшен на поверхность льда», – с восторгом писала газета «Новое время».
Маршрут экспедиции на «Святой Анне» предполагался следующий: из Петербурга, вокруг Скандинавии и Нордкапа, три-четыре дня стоянка в Архангельске, далее – в Карское море, обогнув полуостров Ямал и мыс Челюскин, и, если это удастся, зимовка в устье реки Хатанга, затем – вдоль побережья Сибири к Берингову проливу…
28 июля (10 августа) 1912 года «Святая Анна» вышла из Петербурга. Огибая Скандинавию, она заходила в датские и норвежские порты для приобретения недостающего китобойного снаряжения и экскурсий пассажиров, взятых на вполне комфортабельное судно в качестве туристов до первого русского порта. И только 28 августа (10 сентября) «Святая Анна» покинула Екатерининскую гавань Александрова-на-Мурмане и взяла курс на Югорский шар – своеобразные ворота в Карское море. В 6 часов утра 4 сентября 1912 года, пройдя короткий путь по Югорскому шару, шхуна «Святая Анна», несмотря на крайне неблагоприятную ледовую обстановку, вошла в Карское море. И с этого времени всякая связь с экспедицией Брусилова была потеряна. Теперь они могли рассчитывать лишь на себя… В октябре 1912 года «Святую Анну» затерло льдами в южной части Карского моря, у берегов Ямала. Дрейф на север продолжался и в течение всего 1913 года.
«Святая Анна» не пришла во Владивосток ни через год, то есть в 1913-м, ни в последующие годы. Весной 1914 года, когда шхуна находилась уже севернее Земли Франца-Иосифа, часть экипажа во главе со штурманом Валерианом Альбановым покинула судно. Этот трудный трехмесячный переход по дрейфующим льдам описан в известном дневнике Альбанова и справедливо приравнен к подвигу. Из одиннадцати человек до Земли Франца-Иосифа добрались двое. Альбанов доставил выписку из судового журнала «Святой Анны».
Материалы о полуторагодовом дрейфе судна позволили выявить некоторые закономерности движения льдов в еще совершенно не изученном Карском море. Судьба «Святой Анны» – одна из самых сложных загадок в истории отечественных полярных исследований, и хотя шансы установить истину с годами уменьшаются, тайна исчезновения этого «арктического летучего голландца» продолжает волновать умы людей и рождает красивые легенды.

Арктика умеет хранить свои тайны
Позади осталось несколько томительных месяцев ожидания, приготовлений. За это время я побывал во многих отдаленных местах Архангельской области, Карелии, Коми и НАО, но каждую свободную минуту посвящал поиску информации об экспедиции Георгия Брусилова. Связался с музеем Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, где мне любезно предоставили копии выписок из судового журнала шхуны «Святая Анна» и материалы гидрометеорологических наблюдений.
А недавно я встретился с директором национального парка «Онежское Поморье», председателем клуба «Живая природа» Олегом Проданом, который занимался поиском следов пребывания и вероятного места гибели пропавшей группы экспедиции Брусилова, той самой, которая покинула судно в апреле 1914 года и выдвинулась в сторону архипелага Земля Франца-Иосифа. – Олег Леонидович, мы собираемся в Арктику по маршруту шхуны «Святая Анна», расскажите, пожалуйста, как вы готовились к поиску погибшей группы Альбанова.
— Подготовка к экспедиции заняла пять лет и была очень кропотливой. Мы буквально вчитывались в каждую строчку дневника Валериана Альбанова – штурмана шхуны «Святая Анна», изучали фотоснимки того времени, сопоставляли их с более современными, пытались понять, что происходит на острове, где мы собираемся искать следы пропавшей группы. – О находках, которые вы обнаружили на Земле Георга, много писали. Что, на ваш взгляд, было самым ценным? – По-моему, все артефакты, которые мы передали в экспозицию Архангельского краеведческого музея, уникальны. Там, где нашли останки неизвестного человека, установили крест и памятную табличку, пока без фамилий. Но главная загадка этой истории так и осталась неразгаданной: где погибла шхуна «Святая Анна» и где сейчас находятся останки членов экипажа, а главное – руководителя экспедиции Георгия Брусилова? Искать будут, но уже сейчас понятно: быстро найти ответы на эти вопросы не получится. Арктика умеет хранить свои тайны.
— В прошлом году вы в очередной раз посетили Арктику. Это было продолжением «Экспедиции двух капитанов»? – Как раз в апреле 1914 года штурман Альбанов со спутниками покинул «Святую Анну». В дневниках Альбанова и выписке из судового журнала были указаны координаты шхуны, на которых ее видели в последний раз. Вот мы и придумали воспользоваться современными методами исследования течений – поставить на координатах «Святой Анны» радионавигационные буи и отследить, куда в конечном итоге их вынесет.
— И каков результат? – Сейчас удивитесь, – загадочно сообщил мне Олег Леонидович.
И вот мы вместе изучаем треки буев. То, что я увидел на экране монитора, порази- ло.
— Получается, что «Святая Анна» попала в циркулярное течение и двигалась по кругу от 82-го до 84-го градуса северной широты около архипелага Земля Франца-Иосифа? Значит, прав был знаменитый полярный штурман Валентин Аккуратов, когда писал об этом в своих дневниках? – воскликнул я.

Из воспоминаний В. И. Аккуратова:
«…Поднимались мы на вездеходе по леднику вверх на купол. Взглянул я на море случайно, а там во льдах, милях в трех от берега, мимо бухты Теплиц-бай – парусное судно. Вмерзшее в лед. Три мачты, реи оборваны. Видно, что она давно во льдах! По всем очертаниям – «Святая Анна». Я показал на корабль, и все, перебивая друг друга, стали кричать: «Святая Анна»! «Святая Анна»! Мы повернули назад, бросились к самолету, стали разогревать мотор. Но пока то да се – корабль закрыло туманом, постепенно он наполз и на берег… Туман разошелся только через две недели. Ветер угнал куда-то льды, море было чистым – не было и судна. Мы облетели кругом в радиусе ста километров, но безуспешно… Но почему-то ни у кого не было сомнения, что это «Святая Анна». Допустим, у меня могла быть галлюцинация, но не могла же она быть у всех!..»
— Я склонен верить воспоминаниям Валентина Ивановича, и мне кажется, что останки шхуны нужно искать где-то в районе острова Рудольфа или группы островов Белая Земля, – подвел итог нашему разговору Олег Продан. Как хочется верить, что «Святая Анна», присыпанная снегом, в гирляндах инея на реях, все еще вершит свой путь во льдах Ледовитого океана…
И что настанет день, когда кто-то из полярных исследователей однажды поднимется на ее палубу и распахнет промерзшую дверь обледенелой каюты капитана, где не истлевший в вечном холоде судовой журнал, как книга судеб, откроет нам участь тринадцати оставшихся на борту брусиловцев!




Похожие статьи:

Небо Олега Продана
В Рыбинске пройдёт турнир памяти директора «Онежского Поморья» Олега Продана
Директор нацпарка «Онежское Поморье» рассказал в Москве об Арктике, значимости полярников и важности сохранения коренных народов Севера
Ученые МГУ готовят экспедицию в национальный парк «Онежское Поморье»
Чайник для министров



Ссылка на первоисточник

Возврат к списку