Поморы поделились воспоминаниями из истории своих деревень

10.08.2021

Специалисты национального парка провели этнографическую экспедицию в деревни Луда и Уна. В отличие от многих других мест, здесь люди вплоть до 1960-х годов бережно сохраняли религиозные традиции.

Жанна Леонидовна Коноплёва из Луды передала в музейный фонд Парка редчайший документ «Ведомость Лудского прихода» 1891 года, в котором указано более 500 прихожан.



Ведомость Лудского прихода

В деревнях хорошо помнят последнего священника церкви Рождества Пресвятой Богородицы игумена Гавриила. В миру Ефим Фёдорович Замятин, он служил в Луде и Уне с 1944 по 1965 год. Священник был высокого роста, рыжеволосый, его всегда сопровождала маленькая собачка. На Пасху и Рождество отец Гавриил обязательно обходил с поздравлениями дома прихожан. Он удивлял местных тем, что собирал и солил сыроежки, что было не принято у поморов. Информацией о священнослужителе поделились Любовь Дмитриевна Попова, Александра Степановна Фёдорова, Валентина Фёдоровна Железнякова и Александра Александровна Титова.


Александра Степановна Фёдорова, Валентина Фёдоровна Железнякова, Любовь Дмитриевна Попова, Александра Александровна Титова

В 1940–1960-х годах северяне принимали активное участие в жизни церковного прихода. Любовь Дмитриевна Попова и Александра Александровна Титова рассказали, что их отцы, Дмитрий Климентьевич Верещагин и Александр Петрович Колтаков, пели на клиросе в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Жительниц деревни Уна Валентину Николаевну Коробицыну, Галину Никаноровну Шевченко и Людмилу Сергеевну Соколову в лудскую Рождественско-Богородинскую церковь в детстве водили бабушки. Поморки помнят богатое убранство храма, роспись стен и потолка, красивый высокий иконостас.

Кроме приходской жизни специалисты обсуждали с местными и другие темы. Например, выяснили, что во время Великой Отечественной войны на побережье Белого моря присылали эвакуированных из Кировской области и Воронежа. По домам поморов их распределял уполномоченный. Эвакуированные занимали обычно переднюю, летнюю, половину дома, а хозяева уходили жить в зимнюю часть избы.

«Содержательными были беседы с жителем Уны Александром Никаноровичем Мошковым и жителем Луды Виктором Максимовичем Железняковым об эпохе раскулачивания. В обеих деревнях раскулачивали середняков: отбирали имущество, скотину и дома. Раскулаченные после этого уезжали из деревень. В Луде сохранилось несколько домов, хозяев которых репрессировали. Один из них — дом, принадлежавший семье Верещагиных, в котором во второй половине XX века располагался колхозный маслозавод», — отметила главный специалист отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Яна Харитонова.


Александр Никанорович Мошков, Дом раскулаченной семьи Верещагиных. Деревня Луда

«Крайне интересной нам показалась информация о местном мастере, столяре Фёдоре Павловиче Панове. Он жил в послевоенное время в деревне Уна и мастерил мебель для односельчан. Деревянные диваны, табуретки и буфеты его работы хранятся в домах унян до сих пор», — сказала начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Марина Мелютина.

Участники экспедиции посетили музей в деревне Уна, созданный местными жителями под руководством Марины Мошковой. Унским энтузиастам удалось собрать и представить коллекцию редких предметов из деревенских домов.

Местные жители поделились с сотрудниками Парка фотографиями из семейных архивов. Также музейный фонд национального парка пополнили несколько предметов из дома Михаила Фёдоровича Богданова в деревне Уна.


Ручка для сбора ягод из дома Михаила Федоровича Богданова в деревне Уна

Возврат к списку