Установлено имя помора, позировавшего для картины Василия Рождественского

16.06.2021

Специалисты национального парка «Онежское Поморье» выяснили, кто изображён на картине «Рыбак колхозник», которая хранится в Русском музее.

Автор работы — известный российский и советский художник, член общества «Бубновый валет» Василий Рождественский. Он бывал на Севере несколько раз. Особенно его вдохновляла деревня Лопшеньга, сейчас граничащая с национальным парком «Онежское Поморье»: там он работал в 1937 и 1938 годах и написал более 30 произведений.

Портрет В.В. Рождественского. П.П. Кончаловский, 1912 г. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Опубликовано: Госкаталог URL: http://xn--80atdujec4e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/articles/677/i277833/

Одна из самых известных работ Рождественского — «Рыбак колхозник» — сейчас хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, и имя изображённого на ней помора доподлинно не было известно.

Начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия национального парка Марина Мелютина проанализировала мемуары художника и собрала воспоминания местных жителей деревни. В результате удалось уточнить, что для портрета позировал Андрей Ильич Федотов — его хорошо помнят старожилы Лопшеньги.

«Голубоглазый с розовым бородатым лицом, в кожаном картузе колхозник позировал мне в избе, во время штормов, когда невод был вынут. На портрете он привязывает к сети “кибас” — груз, камень, вплетённый берестой с небольшой ивовый обруч», — описал процесс создания картины в своих дневниках сам художник.

Рыбак колхозник. Беломорье. Село Лопшеньга. 1938 г. Местонахождение: Государственный Русский музей

Другое известное произведение Рождественского «Лов сёмги на Белом море» считается главной картиной художника. Она хранится в коллекции музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».


Беломорская путина. Колхозный лов сёмги. 1937–1948 гг. Госкаталог: URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11583811

Отдельного «расследования», чтобы установить имя героини картины, не потребовалось — оно записано в мемуарах художника. В качестве модели он выбрал молодую крестьянку Касину Ивановну Петрову. Однако на её месте могла быть и другая жительница Лопшеньги — Мария Николаевна Федотова. Исследователи нашли в архиве у её сына Александра Гавриловича Федотова снимок, на котором лопшарка, очевидно, позирует для «Лова сёмги на Белом море». Вероятно, фото сделано Наталией Рождественской — женой художника.


Федотова Мария Николаевна (1896-1969). Фотография Н.И. Рождественской. 1938 г. Семейный архив А.Г. Федотова, С.Ф. Борисовой

Известно также, что главным героем произведения стал Алексей Степанович Майзеров — один из опытнейших промышленников Лопшеньги.

«Внешность Алёхи в клеёнчатом рыбацком комбинезоне, с меховым треухом на голове, вьющейся бородой золотистого цвета была очень характерна, и лучшей модели для картины я бы не хотел», — описывал мужчину Рождественский.


Рыбак. 1938 г. Портрет А. Майзерова. Местонахождение: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Госкаталог: URL https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=3748931

Алексей Степанович стал моделью и для других картин, служивших эскизами к главному произведению. Эти работы хранятся в Музее-заповеднике «Абрамцево» и Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Сегодня в Лопшеньге проживает правнучка Алексея Степановича Майзерова — Татьяна Ивановна Ряузова.

Известно также, что в Лопшеньге Василий Рождественский со своей супругой Наталией останавливались в доме Петра Илларионовича и Анны Егоровны Майзеровых.

Художник написал в Лопшеньге серию пейзажей, два из них — «Шторм на Белом море» и «Белая ночь на море. Деревня Лопшеньга» — находятся в собрании Третьяковской галереи.


Белая ночь на море. Деревня Лопшеньга. 1938 г. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея

Возврат к списку