Тысячный предмет в музейном фонде национального парка «Онежское Поморье»
Выставка в деревне Летняя Золотица. Фото Анны Анциферовой

14.06.2019

Виктор Максимович Железников передает в музейный фонд первый предмет..jpg
Виктор Максимович Железников передает в музейный фонд первый предмет. Фото Марины Мелютиной


Ещё 100 лет назад российские музеи заинтересовались богатой материальной культурой жителей Онежского полуострова, где на протяжении всего XX века с целью изучения и сбора лучших образцов традиционной культуры проводились этнографические экспедиции. Поморские орудия лова и инструменты, иконы и одежда хранятся в крупнейших музеях страны: Соловецком государственном историко-архитектурном и природном музее — заповеднике, Государственном историческом музее (г. Москва), Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург), Архангельском областном краеведческом музее, ГМО «Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск) и т.д.

Блоки ткацкого станка. II половина XIX века. Лудский посад Архангельского уезда Архангельской губернии. Поступили в Архангельский об.jpg
Блоки ткацкого станка. II половина XIX века. Лудский посад Архангельского уезда Архангельской губернии. Поступили в Архангельский областной музей изобразительных искусств в 1967 году из деревни Луды. Опубликовано в книге В.Г. Кондратьевой «Резное дерево Поморья»


Большая часть экспонатов из музейного фонда национального парка «Онежское Поморье» датируются концом XIX — I половиной XX века и иллюстрируют традиционный уклад жизни поморов Летнего и Онежского берегов Белого моря: быт и основные занятия, ремёсла и промыслы, одежду повседневную и праздничную. Первым предметом, включённым в музейный фонд национального парка «Онежское Поморье», стала деревянная «ручка» — грабилка для сбора ягод, переданная В.М. Железниковым из деревни Луды, а тысячным — набор охотника из деревни Лопшеньга.

ОП КП 5861 2 3. Набор охотника (пороховница мешочек для дроби мерка для пороха). Конец XIX начало XX века. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Пр.jpg
ОП КП 586/1, 2, 3. Набор охотника (пороховница, мешочек для дроби, мерка для пороха). Конец XIX – начало XX века. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Принадлежал Кириллу Семеновичу Поздееву (1879 (?) - 1968), жителю д. Лопшеньга. Поступил в музейный фонд от Л.А. Кобылянской, д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой


Среди удивительных находок — венец венчальный женский XIX века из деревни Лопшеньга. Можно только представить, сколько молодых лопшарок в Введенской церкви под этим венцом давали обет верности своим избранникам. В скором времени этот венец, пролежавший несколько десятилетий в земле, займет достойное место в экспозиции деревни Лопшеньга, а пока находится в реставрации.

ОП КП 495. Венец венчальный женский. Конец XIX начало XX века. Поступил в музейный фонд от Л.А. Копниной уроженки деревни Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой.jpg
ОП КП 495. Венец венчальный женский. Конец XIX  начало XX века. Поступил в музейный фонд от Л.А. Копниной уроженки деревни Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой


Около церкви Рождества Пресвятой Богородицы деревни Луды в брошенном птичьем гнезде был найден накладной венец утраченной иконы «Богоматерь Умиление». Остаётся только «поблагодарить» неизвестную пташку, «умыкнувшую» в своё гнездо и тем самым сохранившую предмет интерьера деревенской церкви. Венец после окончания реставрационных работ будет демонстрироваться в экспозиции в деревне Луда.

ОП КП 595. Накладной венец на икону Богоматерь Умиление. XIX век. Фото Анны Анциферовой.jpg
ОП КП 595. Накладной венец на икону Богоматерь Умиление. XIX век. Фото Анны Анциферовой


Из Лопшеньги в музейный фонд национального парка «Онежское Поморье» поступил металлический шар диаметром 4 см. Специалистам удалось атрибутировать его как крупную картечь XIX века. Как, когда и почему этот предмет мирового военного вооружения оказался на Летнем берегу Белого моря, кто привёз его в поморскую деревню — сейчас можно лишь догадываться... Возможно, это одно из следствий Крымской войны 1853 — 1856 годов, когда английские корабли атаковали бесстрашных защитников Русского Севера. В настоящее время предмет реставрируется.

ОП КП 591. Картечь крупная. XIX век. Поступил в музейный фонд от Г.Н. Петровой д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой.jpg
ОП КП 591. Картечь крупная. XIX век. Поступил в музейный фонд от Г.Н. Петровой д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой


Особая историко-культурная ценность у предметов, имеющих различные владельческие или датирующие знаки. Так годы, вырезанные на «ручке» — грабилке для сбора ягод из деревни Луда или резной прялке из деревни Лопшеньга помогли определить точное время создания этих предметов.

ОП КП 103. «Ручка» - грабилка для сбора ягод. 1906 год. Лудский посад Архангельского уезда Архангельской губернии. Поступил в музейный фонд от П.В. Лукашовой, д. Луда. Фото Анны Анциферовой.jpg
ОП КП 103. «Ручка» - грабилка для сбора ягод.  1906 год. Лудский посад Архангельского уезда Архангельской губернии. Поступил в музейный фонд от П.В. Лукашовой, д. Луда. Фото Анны Анциферовой

ОП КП 519. Прялка. 1894 год. Поступила в музейный фонд от А.М. Дмитриевой д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой.jpg
ОП КП 519. Прялка. 1894 год. Поступила в музейный фонд от А.М. Дмитриевой д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой


Короткий текст «ААФ 1918», вырезанный на семейной реликвии — корыте для капусты из деревни Лопшеньга, помог установить с помощью нынешних владельцев изготовителя и первого хозяина раритета — Андрея Арефьевича Федотова.

ОП КП 520. Корыто для капусты. 1918 год. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Автор А.А. Федотов. Поступило в музейный фонд от З.В. Федотовой д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой.jpg
ОП КП 520. Корыто для капусты. 1918 год. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Автор  А.А. Федотов. Поступило в музейный фонд от З.В. Федотовой д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой


Не менее интересна и значима игла с вырезанными инициалами «ВЛ», изготовленная в начале XX века Василием Лукичем Майзеровым, жителем деревни Лопшеньга.

ОП КП 555. Игла. Конец XIX начало XX века. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Автор В.Л. Майзеров. Поступила в музейный фонд от С.А. Носова д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой.jpg
ОП КП 555. Игла. Конец XIX  начало XX века. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Автор  В.Л. Майзеров. Поступила в музейный фонд от С.А. Носова д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой


По рассказам старожилов поморских деревень известно, что рыбаки во время долгого «сидения» на промысловых тонях зачастую занимались изготовлением необходимых в быту предметов. Некоторые поморы достигли высочайшего уровня мастерства при работе с деревом. Прялки или детали ткацких станков, украшенные тончайшей резьбой, когда-то радовали глаза любимых матерей, жён и дочерей, а сейчас являются ценнейшими предметами музейного фонда национального парка «Онежское Поморье». Резная прялка из деревни Лопшеньга и блок ткацкого станка из деревни Пурнема украсят экспозиции в соответствующих деревнях.

ОП КП 518. Прялка. Конец XIX начало XX века. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Поступила в музейный фонд от А.М. Дмитриевой д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой.jpg
ОП КП 518. Прялка. Конец XIX  начало XX века. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Поступила в музейный фонд от А.М. Дмитриевой д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой

ОП КП 191. Блок ткацкого станка. Начало XX века. Поступил в музейный фонд от Н.С. Степановой д. Пурнема. Фото Анны Анциферовой.jpg
ОП КП 191. Блок ткацкого станка. Начало XX века. Поступил в музейный фонд от Н.С. Степановой д. Пурнема. Фото Анны Анциферовой


Ткани — одни из самых сложных в длительном хранении материалы. Поэтому большая удача обнаружить в сундуках промысловую, повседневную и праздничную одежду, которой уже более 100 лет. Полушубок — женская праздничная одежда, повойник — женский головной убор, заборосьник — женское шейное украшение из деревни Луда и рукавицы — «вывязки» из деревни Уна — ценнейшие предметы музейного фонда национального парка «Онежское Поморье» — в музеях будут знакомить с традиционной одеждой жителей Онежского полуострова.

ОП КП 350. Полушубочек. Конец XIX – начало XX века. Поступил в музейный фонд от В.М. Железникова, д. Луда. На 2020 год запланирована реставрация этого аварийного предмета. Фото Анны Анциферовой.jpg
ОП КП 350. Полушубочек. Конец XIX – начало XX века. Поступил в музейный фонд от В.М. Железникова, д. Луда. На 2020 год запланирована реставрация этого аварийного предмета. Фото Анны Анциферовой

ОП КП 365. Заборосьник (заборошник заборочник заборосник). Конец XIX начало XX века. Поступил в музейный фонд от В.М. Железникова д. Луда. Фото Анны Анциферовой.jpg
ОП КП 365. Заборосьник (заборошник заборочник заборосник). Конец XIX  начало XX века. Поступил в музейный фонд от В.М. Железникова д. Луда. Фото Анны Анциферовой


«За прошедшие два года проделана огромная работа по сбору, изучению, описанию, учёту, хранению и реставрации движимых памятников Онежского полуострова. Мы хотим поблагодарить жителей деревень Летнего и Онежского берегов Белого моря за сохранение своих семейных реликвий, за сотрудничество, и передачу их на постоянное хранение в музейный фонд национального парка «Онежское Поморье. Все предметы, переданные на постоянное хранение в музейный фонд, уже поставлены на учет, то есть получили свои номера. В настоящее время началась реставрация музейных предметов, «лечением» зачастую очень аварийных предметов занимаются реставраторы из Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга. Лучшие образцы традиционной поморской материальной культуры будут представлены в экспозициях национального парка «Онежское Поморье», — подчеркнула Анна Анциферова, главный хранитель музейных фондов.

Возврат к списку