Этнографы собрали в Онежском Поморье информацию о суевериях, карбасах и «зверобойке»

20.12.2017

«Народная магия» и морские звери

Константин Логинов, научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (г. Петрозаводск) на побережье Белого моря «охотился» за материалами о традиционных занятиях, жилищах, одежде и кухне поморов, свадебной и похоронной обрядности.

По итогам бесед с местными жителями ученый выяснил, что морское рыболовство являлось одной из главных составляющих традиционного хозяйствования поморов. В свою очередь, рыбалка в пресноводных водоемах носила прикладной характер – ей занимались в свободное от основного промысла время. Из речушек и озер добывали щуку, налима, плотву (сорогу), окуня, леща, сига, нельму, ряпушку, из соленых вод - семгу, сельдь, навагу, морского сига, камбалу, сайку и пинагору.

Особое место среди промыслов населения Летнего берега занимал лов морского зверя – «зверобойка». Об этом Константину Логинову рассказал Афанасий Филиппович Агеев из Лопшеньги. Беломорских тюленей, морских зайцев и нерп ловили с января по май в районе горла Белого моря. Велась охота при помощи стрелкового оружия, гарпунов и зверобойных багров.

Кроме того, за время экспедиции этнографу удалось собрать материал, связанный с суеверами и «народной магией». Помог Константину Логинову в этом Николай Николаевич Петров из Лопшеньги. Например, на промысел поморы старались уйти незаметно, чтобы было поменьше завистливых взглядов. Не говорили правду о том, сколько поймали рыбы или зверя, пока не закончится промысел. Верили, что можно сглазить удачу. Охотники в лесу, после нескольких промахов, разводили на тропинке небольшой костер и трижды переезжали его на лыжах или перешагивали. Согласно магическим принципам, дым очищал охотника от негативных «эманаций» и возвращал удачу.

История селений и промыслы

Заместитель директора Соловецкого Морского музея Светлана Рапенкова и профессор САФУ Василий Матонин в этом году тоже исследовали промысловую культуру Летнего берега Белого моря. За время экспедиции ученые собрали материал об истории беломорских селений, изучили состояние традиционной культуры и морских промыслов на Онежском полуострове.

Об истории Пертоминска, ставшего постоянным поселением в 1940-х годах, исследователям рассказали Екатерина Игоревна Мартемьянова, Александр Александрович Агафонов и Анатолий Яковлевич Калистратов. Про историю Луды (празднование церковных праздников, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, закрытая в 1930-х годах и открытая вновь уже после войны по ходатайству местных жителей) ученым рассказали Римма Михайловна Назарова, Виктор Максимович Железников, Лилия Михайловна Макарова и Вера Николаевна Маслобородова. В Уне участники экспедиции благодаря интервью бывшего бригадира рыболовецкой бригады Валентина Семеновича Попова узнали о способах ловли наваги, камбалы, корюшки и селедки в Унской губе.

В Лопшеньге интересы Василия Матонина и Светланы Рапенковой пересеклись с экспедицией Константина Логинова. О рыбном и зверобойном промысле ученым рассказали Евлампий Иванович Пирожников и Пелагея Александровна Петрова. В дополнение про бой животных можно сказать, что шкуру и сало морских зверей продавали в Архангельске или заготавливали для себя.

Еще два собеседника по теме промыслов - Николай Михайлович Майзеров и Александр Ефимович Петров – также рассказали о секретах шитья карбасов. В советские времена их шили трех- и пятитонными, плюс сшивали маленькие лодочки для подсобных нужд. В конце XIX – в начале ХХ века номенклатура плавсредств была шире – местные умельцы шили еще и шхуны, клиперы, шняки.

Материалы, собранные во время экспедиций, пополнят научный архив Парка и войду в музейные экспозиции визит-центров на территории Онежского полуострова.

Возврат к списку