Уна 3.jpg

Поморские деревни Уна и Луда обосновались еще в XIV веке, на берегах рек при впадении в Унскую губу Белого моря. Четыре километра разделяют друг от друга эти деревни, но они как сестры - близнецы. У них одинаковая судьба, уклад жизни, проблемы и заботы жителей. Разница лишь в том, что деревня Уна стоит на реке Уна, а деревня Луда – на реке Луда.

По утверждению историков первые сведения об Уне относятся к 1326 г. В Унской грамоте великого князя Василия Дмитриевича от 1397 г. поморское поселение Уна упоминается как усолья.

В XIV в. эти земли принадлежали представителям крупного боярского рода, называемого историками "Степановщиной". Чуть позже стали принадлежать их наследнику Амосу, которому по раздельной грамоте 1491 г. перешли большие владения (в том числе и в Уне, где он жил сам) пожи, рыбацкие тони, половинная доля в соляных варницах. Прославившись своими мастерами по выварке соли Уна и Луда, определили тем самым свою судьбу на несколько столетий вперед. После смерти Амоса в 1527 г., сыновья его разделили отцовские владения между собой. Значительная часть их досталась старшему сыну Амоса – Алексею. А тот после пострига в монахи передал свои владения монастырям и церквям, в том числе, церкви Св. Климента в Уне и Богородицкой в Луде. В соляных варницах был заинтересован сам царь Иван Грозный. О чем гласит его жалованная грамота к солеварам в Уне.

1543 г. ноября 2. 
Жалованная льготная грамота Ивана IV солеварам Семену Федотову сыну, Терешке Самойлову сыну, Данилке Кузьмину сыну на две варницы у Малого колодца на Больших местах в Уне Двинского уезда
«Се яз, князь великий Иван Васильевич всеаРусии, пожаловал есмидвинянУнские волости соловаров Сенку Федотова сына, да Терешку Самойлова сына, да Данилка Кузмина сына. Что ми били челом, а сказывают, что деи у них в Уне на Больших местех у Горнево колодезя у Малово были две варницы, и нынчадеи тот их колодязь попортился, и пресная вода подступила, и ключи песком засыпает; и не починив деи того колодезя, соли им из невоварити не мочно; да у того же деи колодезя сего лета варница и з цреномзгорела. И мне б их пожаловати, велети им тот колодязьпочинити, да и труба в тот колодязьвпустити, да и лгота б им дати. Да и двиняне Федор Шулга, да Ондрюшка Ефимов сын Мансурьев, да Харитон Онаньин, да Юшко Оникеев сын сказали по крестному целованью, что тот колодязь попортился, и пресная вода в него подступила, и ключи солоные песком засыпает, да и варница и с цреном у того колодезя згорела, и не починив деи того колодезя, соли из него варити не мочно.И ож будет так, и яз, князь великий, тех соловаров Сенку Федотова сына да Терешку Самойлова, да Данилка Кузмина пожаловал, велел есми им тот колодязьпочинити, и трубу в тот колодязьпустити, и варницу у того колодезя поставити, и соль варити. А не надобе им с тех двух варниц мой великого князя оброк, ни иные никоторые пошлины на два году. А как отойдут их урочные лета, и им с тех двух варниц давати мой великого князя оброк з году на год по старине, по книгам, по три рубли с варницы. А дати им тот оброк впервые на Рождество Христово лета семь тысяч пятьдесят четвертаго. А дана грамота на Москве, лета 7000 пятьдесят втораго, ноября в 2 день».

В 1556 г. в пользу Антониево – Сийского монастыря было отписано несколько варниц в Уне. По переписи 1688 г. соляные варницы в Луде и Уне принадлежали Соловецкому монастырю. В документах также отмечено, что с 1780 годов Уну и Луду стали называть посадами.

В кратком описании церквей и приходов Архангельской епархии (выпуск первый, 1894г.) указывается, что Унский приход состоял из Унского посада, в котором находились две приходские церкви. Он считался одним из древнейших в Архангельской епархии, так как его образование совпало с устройством в Уне первой церкви.

Первоначально церковь в деревне Уна была деревянная однопрестольная - во имя священномученика Климента. В 1871 г. к ней были пристроены два придела с северной стороны Иоанно-Богословский, а с южной – Никольский, вследствие чего она стала иметь вид креста. В XIX в. церковь сгорела и на этом же фундаменте была построена другая церковь однопрестольная во имя святой Троицы, имевшая вид корабля. При ней отдельно стояла колокольня. Церковь и колокольня были обнесены одною оградою.

Благодарим за предоставленные материалы Терещенко Маргариту Петровну

Вернуться к списку деревень