Уна 2.jpg

Поморские деревни Уна и Луда обосновались еще в XIV веке, на берегах рек при впадении в Унскую губу Белого моря. Четыре километра разделяют друг от друга эти деревни, но они как сестры - близнецы. У них одинаковая судьба, уклад жизни, проблемы и заботы жителей. Разница лишь в том, что деревня Уна стоит на реке Уна, а деревня Луда – на реке Луда.

В XIV в. эти земли принадлежали представителям крупного боярского рода, называемого историками "Степановщиной". Чуть позже стали принадлежать их наследнику Амосу, которому по раздельной грамоте 1491 г. перешли большие владения (в том числе и в Уне, где он жил сам) пожи, рыбацкие тони, половинная доля в соляных варницах. Прославившись своими мастерами по выварке соли Уна и Луда, определили тем самым свою судьбу на несколько столетий вперед. После смерти Амоса в 1527 г., сыновья его разделили отцовские владения между собой. Значительная часть их досталась старшему сыну Амоса – Алексею. А тот после пострига в монахи передал свои владения монастырям и церквям, в том числе, церкви Св. Климента в Уне и Богородицкой в Луде. 

В соляных варницах был заинтересован сам царь Иван Грозный. Беломорская соль "морянка" была известна по всей Руси. Наибольшего рассвета соляной промысел достиг в ХVI - п.п. ХVII вв. В это время в Беломорье вываривалось около 700 тыс. пудов соли. В 1556 г. в пользу Антониево – Сийского монастыря было отписано несколько варниц в Уне. По переписи 1688 г. соляные варницы в Луде и Уне принадлежали Соловецкому монастырю. В документах также отмечено, что с 1780 годов Уну и Луду стали называть посадами.

Дело выварки соли производится таким образом: к чрену - огромному железному ящику, утвержденному на железных же полосах снизу и на четырех столбах по сторонам, - прокапывают от моря канаву или проводят трубы. Канавой этой или трубами протекает морская вода (рассол) и наполняет чан доверху. Снизу подкладывают огонь и нагревают рассол этот до состояния кипения и испарения; затем накипевшую грязь снимают сверху лопаткой, а оставшуюся на дне чрена массу (по прекращении водяных испарений) выгребают и сушат на воздухе...

Солеварение в течении трех веков занимало видное место в хозяйстве жителей этого региона. В небольших количествах здесь соль вываривали до начала XX в., так как для посола некоторой рыбы, например, семги, использовалась только поморская соль. В целом, соляной промысел в Поморье приходит в упадок в XVII в. 

Лудский приход состоял из одного Лудского посада. Он был образован в 1874 году. До этого времени Лудский посад входил в состав Унского прихода, а находящаяся в посаде Богородице-Рождественская церковь считалась приписною к Троицкой церкви. Богородице-Рождественская церковь деревянная, была построена в 1862 году на средства Унского прихода и "при пособии местных жителей".

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Луде основана не позже XV века. Дата последней постройки здания церкви 1862 год.

В тексте использованы материалы, предоставленные Терещенко Маргаритой Петровной.

Вернуться к списку деревень