Лопшеньга 1.jpg

 Лопшеньга

Еще за 5-7 тысяч лет до нашей эры здешнюю землю облюбовали представители древней народности саами - лопь. Отсюда и название - Лопшеньга, или в переводе, саамская река. На память о тех временах - кремниевые наконечники стрел и копий, которые до сих пор находит местная детвора. 

Из исследовательской работы Петровой Галины Николаевны:

"Лопшеньга располагается на Онежском полуострове, на Летнем берегу юго-западного побережья Двинской губы Белого моря, примерно в 150 км от областного (и районного) центра – города Архангельска.

Наша деревня действительно красавица, она находится на самом берегу моря, так что во время  большого шторма волны «гуляют» порой около банек и амбаров, которые находятся около  домов, расположенных ближе к морю. Большинство домов «смотрят» окнами на восток, на море; позади деревни – холмы (угоры, как у нас говорят), когда-то это были поля, которые распахивались и засеивались, а теперь это просто сенокосные угодья. С севера от деревни располагается аэродром, за ним – небольшая речка Тотманга, с юга – река Белая, продолжением которой является река Голодеиха. Река Белая берет свое начало в озере Лопшенском (так у нас произносится хотя на картах и в книгах пишут «Лопшеньгское»), ну а в озеро впадает река Верхняя  (Верхотина), на карте и Верхняя и Белая река обозначены как единое целое – река Лопшеньга. Но для нас, местных жителей, такое понятие, как река Лопшеньга не существует; есть река Белая, Верхняя, Голодеиха; есть озеро Лопшенское – мы так привыкли. Совсем недалеко от деревни еще есть озера Малое Гниденское и Большое Гниденское, на одном из них летом любят купаться и взрослые и дети, а река Белая излюбленное место отдыха ребятишек, здесь и купание и рыбалка. лопшен 1.jpgМеста у нас красивейшие, убедитесь сами – вот вид деревни сверху: море, ровные ряды домов, извивается речка Белая. А простор какой! Поморы любят  этот простор, душно им в замкнутом пространстве, ведь это веками складывалось и передавалось из поколения в поколение, оно, это ощущение простора – в генах.

Без моря своей жизни лопшари не представляют; да вспомнишь свое детство – с чего начиналось утро: в любую погоду, в любое время года ( разве кроме зимы, когда уж очень сильно завалит сугробами) первым делом, проснувшись, бежишь на берег, посмотреть, как там и что там. Недаром приезжие, которые хоть раз побывали у нас, хотят сюда снова вернуться – кого прельщает рыбалка, лес, а кого и просто красота.

карта 1.jpgНу а теперь еще раз посмотрим на карту нашего района: все знают, что районный центр у нас находится в городе Архангельске, в свой районный ( и одновременно областной ) центр мы чаще всего только самолетом можем долететь, что стоит довольно-таки дорого. В летнее время есть еще одна возможность, правда, довольно утомительная и иногда долгая по времени – из Архангельска до Северодвинска, а там по онежской дороге, затем до Луды, далее паромом через Унскую губу, а затем до деревни Яреньга и Лопшеньга по грунтовой дороге автобусом, подпрыгивая на ухабах, ну чем не поморский экстрим! 

Еще раз обратимся к карте: наши соседи – примерно в 40 км к северу от нас находится деревня Летний Наволок (другое старинное название Дураково), далее к северо-западу ныне многим известная Летняя Золотица, затем Пушлахта; южнее, ближе всех (17-18 км) находится деревня Яреньга, затем через Унскую губу – поселок Пертоминск, а к юго-западу через губу Луда и Уна. Места все древние, старинные, названия чудесные, красивые, но это уже их история, а мы – о нашей истории, истории Лопшеньги. 

 Откуда есть пошла земля Лопшеньгская…

Как, пожалуй, и у любого селения или города у нашей деревни есть своя легенда по поводу ее названия. Всем хорошо известно, что во время своего второго приезда в Архангельск в 1694 г. царь Петр 1 отправился на Соловки и попав в хороший шторм, оказался в Пертоминске, то есть совсем недалеко от нас. Ну как нашим предкам было не воспользоваться этим фактом! Вот и родилась легенда, что будто бы и у нас побывал государь. А было это, якобы, так: зашел царь в одну избу, а там бабка шаньги печет, уже из печи достает их. Государь, указуя на лопату в руках старушки, вопрашает ее: « А это что?» Она отвечает, что, мол, лопата; а Петр, глядя на шанежки, вновь спрашивает, что это; та отвечает, что это – шаньга. Вот тогда государь, якобы произнес такие слова: «Ну зваться вашей деревне Лопшеньга!» И вот как –то прижилась эта легенда и передается из «уст в уста». 

Хотя документально не подтверждено пока, что Петр 1 был у нас, но кому же не хочется такой славы, что сам Петр Великий побывал в нашей деревне и так ее нарек! Ну что же, пусть живет легенда, уж больно она хороша! 

А на самом деле ученые, оказывается, давно пытаются разгадать смысл названия нашей деревни. Есть несколько мнений по этому поводу. Некоторые считают, что в ее названии заключен этнический корень-лопь. Когда то, вероятно древние племена, заселявшие нашу местность, назывались лопарями (саамами). Вот как об этом писал В.Точилов в статье «Откуда пошли названия?» (газета «Ленинский завет» от 23 августа 1991г.): «При детальном рассмотрении карты Архангельской области, на основе окончаний названий рек, можно выделить районы, ранее населенные племенами прибалтийско-финского и древнепермского происхождения. Так, например, на Летнем берегу Белого моря распространены названия прибалтийско-финские: Яреньга, Лопшеньга. Название Лопшеньга произошло от древнего названия народности саами-лопь. То есть можно перевести как саамская река».

То, что территории нашей деревни и прилегающей к ней местности уже в глубокой древности жили люди, подтверждают археологические изыскания.

Уже в 19 веке, в 90-е годы археологи начали исследовать наши места, а потом было много экспедиций в 20-м и уже в 21-м веке (археологи Рева К.П., Брюсов А.Я., Куратов А.А., Едовин А.) .

камни 1.jpgА наши ученики до сих пор приносят в школу редкие находки, которые помещены на стендах школьного музея, это кремневые наконечники копий и стрел, а так же бронзовое  украшение в виде барашка с подвесками-бубенчиками. 

Таким образом, подтверждено, что первобытные обитатели заселили эту местность примерно с 5 тысячелетия до нашей эры.

Ученые утверждают, что у поморов были так называемые верхние и нижние поселения; верхнее – это зимние, где они постоянно жили, а нижние – те, куда они поселялись летом, ближе к морю, чтобы там рыбачить и ловить зверя. Так вот у нас есть такое место недалеко от деревни, называется оно Верхняя Лопшеньга, ученые нашли там предметы быта 16-17 века, вероятно, наши предки сначала жили там, а потом уже, где-то в 16 веке, спустились к морю и там обосновались окончательно.

Вот об этом писала в своей статье «О чем рассказали находки ученых» О.Бондаренко (газета  «У Белого моря » от 18.01.2007 г.): «Алексей Едовин в 2000-2003 году руководил работой археологов в Лопшеньге, он собрал интересный материал.

- Нам удалось найти комплекс керамики эпохи неолита на реке Люленьге, а в Верхней Лопшеньге обнаружены фрагменты керамики неолита.

… Они (жители) уже в то время вели комплексное охотницко-рыболовческое хозяйство, то есть  пользовались не только дарами леса, но и моря. С тех древних времен жизнь на территории нынешней Лопшеньги не прекращалась.

Древние славяне пришли на Летний берег в 12-13 веке. К сожалению пока не найдены места их поселений. До этого на побережье жило одно из финно-угорских племен Севера. А в 14-15 веках древние славяне уже входили в поморскую этническую группу северно-русского населения».

Вот с таких древних времен ведет свой счет лет наша деревня, и как в те далекие времена основным занятием жителей является рыболовство.

церковь лопшеньга 1.jpgДокументальные сведения о деревне появляются в 18-19 веках, в том числе свидетельство о Лопшеньгском приходе, которое находится в материалах областного архива «Краткое историческое описание приходов Архангельской епархии» 1897 год. 

Такие были времена…

До революционных событий 1917 года жители занимались своим хозяйством: имели коров, лошадей, овец; пахали, сеяли, ловили в море рыбу, занимались зверобойным промыслом.

  А сейчас мне хочется поведать историю образования нашего колхоза «Заря», написанную мною к семинару А.А.Куратова в 1979 году. Конечно, ныне изменились некоторые взгляды на то время, но я оставлю все в таком изложении, как было записано тогда от моих односельчан и родных.

Наш колхоз «Заря» включает две бригады: деревни Лопшеньги и деревни Яреньги, которые расположены 18 километрах друг от друга. Центральная усадьба деревня Лопшеньга.

История образования нашего рыболовецкого колхоза интересна и своеобразна. Но мне хочется начать рассказ с повествования старожила нашей деревни о жизни до революции. Рассказывал Семен Михайлович Майзеров: « До Советской власти жить было очень тяжело. Имели коров, лошадей, овец; была и земля. Но содержать скот и обрабатывать землю было очень трудно. Урожаи были невысокие. Хлеба не хватало, чтобы прокормиться. Одежда была из грубого холста, который ткали сами. Электричества не было, сидели с лучиной. Люди были темные, неграмотные. Училось в школе мало детей. Семьи были большие. Работать приходилось с раннего возраста.

Дети постарше водились (нянчились)  с малыми».

Но не все люди жили бедно, были и побогаче. Некоторые имели по 8–10 коров в хозяйстве, 2-3 лошади, нанимали рабочую силу, кое-кто торговал, скупали семгу и перепродавали в Архангельске, а в деревне торговали самым необходимым.

фото1.jpgА вот как рассказывала моя бабушка Майзерова Агафья Яковлевна о жизни в то время: «Еще до колхоза мужики сидели на тонях (рыбацкая изба) по 2 человека. Сети были свои, ловили рыбу себе. Имели скот, поля, тем и кормились. Сажали картошку, сеяли  ячмень, сами молотили приузами (длинная палка, к которой прикреплена кольцом короткая). Сушили снопы на ригаче, а молотили на гумне, расстелят снопы и молотят каждый сам себе.  Собирали в лесу грибы, ягоды. Сельский сход наделял «на душу» (мужскую душу) землю; все земли были поделены; а кто и сам раскапывал себе поля. Сенокосная площадь  была своя, тоже наделялась «на  душу».  Зимой мужики возили сено, мох, заготовляли  дрова в лесу, вязали сети, били тюленя под весну (в марте – апреле), для этого делали лодки с полозьями, чтобы лучше тащить по льду; женщины пряли коноплю (лён и коноплю привозили из города), кроме того управлялись с хозяйством, а хозяйство было: 1-2 коровы, телёнок, лошадь».

  В 1918 году в деревню пришла Советская власть. Комитетом партии, который находился в Уне, был послан в Лопшеньгу на пост председателя Сельского Совета Федотов Александр Андреевич.  Он стал первым представителем Советской власти, и в 1918 году в деревне образовался Сельский Совет. Колхоз образовался в 1931 году, но до колхоза в 1928 – 1929 г.г. была образована рыболовецкая артель из семи семей. Вот как рассказывал об этом Степан Матвеевич Петров, старейший член колхоза, ветеран Великой Отечественной войны: «Объединились в артель где-то в 1928-1929 году, имели общие сети, выходили на глубьевой лов на Мурман, к Кильдину. Сами построили бот «Заря» на 14 тонн, в 1931 году был образован лишь рыболовецкий колхоз, сельское хозяйство ещё не было обобществлено». Дополняет рассказ Степана Матвеевича Пётр Григорьевич Петров, долгое время работавший бухгалтером колхоза, тоже ветеран Великой Отечественной войны: «Коллективизация сельского хозяйства началась в апреле 1933 года. К этому времени в рыболовецком колхозе были уже все хозяйства, а вот в сельскохозяйственный вступили лишь где-то 30 семей. Таким образом, с 1933 до 1938 года существовало параллельно как бы два колхоза, два хозяйства совершенно отдельно. К 1938 году оба хозяйства объединились, стал один колхоз, назывался он «Промышленник». Обобществили лошадей, коров не обобществляли, были привезены телята холмогорской породы, сначала они стояли на частном дворе, а потом построили новую колхозную ферму».

Первым председателем колхоза был Федотов Александр Александрович (с января 1931 года по февраль  1932 года). Трудностей было много, как и везде, началось раскулачивание зажиточных семей, семьи «кулаков» были высланы из деревни на Печору. Самые трудности колхозной жизни пришлись в председательствование Григория Егоровича Майзерова.  До войны были большие промыслы, хороший прибрежный лов сёмги, сельди, пиногора. Колхоз имел свои бота (небольшие рыболовецкие суда); были завезены 70 овец романовской породы, держали свиней, разводили кур, норку, были построены ферма и конюшня. В войну и после войны выращивали капусту, турнепс, морковь. Начисление за труд было раз в год – осенью, в сентябре – октябре. Давали на трудодень ячмень, картошку, редьку, сено, солому. Рыбу ловили и для себя и для колхоза. В Июне – июле  сельдь, в августе  – сентябре – сёмгу.  Зимой  в декабре - январе – навагу, подлёдный лов в Унской губе.  Постепенно жизнь налаживалась. До войны колхоз был дважды участником ВДНХ в Москве. Представляли на выставку и рыбодобычу и сельское хозяйство. Мирный труд прервала вой

колхоз 2.jpg

на. Мужчины ушли на фронт, остались работать женщины, дети, старики. Дети с 8-9 лет помогали обрабатывать картофель, пахать, сеять, возили снопы. Вместо ушедших на фронт мужчин рыбачили старики, подростки, женщины и девушки 15 – 16 лет. Как и везде было очень трудно в те годы . После войны положение в колхозе было хуже, не хватало мужской рабочей силы, с войны вернулось мало мужчин. Ушло на фронт из деревни 78 человек, из них не вернулось 49. В память о погибших сначала был возведен обелиск в центре деревни в 60-е годы, а в 80-е установили памятник. Но жизнь постепенно налаживалась в 1959 г. наш колхоз «Промышленник» (Лопшеньга и соседний колхоз «Красная заря» (д.Яреньга) объединились в один колхоз, который стал называться «Заря». В период с 1960 в течение 23 лет председателем колхоза был Волокитин Вячеслав Егорович. 

колхоз 3.jpgЛюди работали честно, добросовестно, переживали за колхоз, стремились больше сделать. Колхоз был одним из лучших в районе. В 60-90-е годы имели хорошие показатели по рыбодобыче: ловили сельдь, семгу, навагу, имели в Мурманске суда, которые рыбачили в Баренцевом море. Жизнь в колхозе кипела, работы было много, с лихвой хватало на всех.

 День сегодняшний

   Хотя жизнь в последние годы сильно изменилась в деревне, как и везде в нашей стране, но в Лопшеньге сохранилось колхозное хозяйство, правда, не ловят уже знаменитую беломорскую селедочку, но ловят семгу, горбушу, навагу, сохранено и небольшое стадо коров.

Среди наших мужчин много мастеров, которые умеют все: строить дома, класть печи, шить карбаса, даже церковь, строительство которой инициировал наш знаменитый земляк Поздеев Павел Григорьевич, строили местные мастера под руководством бригадира Петрова Александра Ефимовича. Жаль, что мало молодежи остается в деревне, так как нет работы, и это главная проблема. А когда-то, лет 30 тому назад в нашей школе обучалось около 100 учеников, сейчас в ней 32 ученика, в детском саду 14 детей, но жизнь в школе кипит, у нас проходит много интересных мероприятий, наши дети активны и жизнерадостны.

 Заключение

Так вот, нам есть кем и чем гордится – своей историей, своими людьми.

Не каждая деревня может «похвастаться» тем, что в ней побывало много писателей, художников и еще каких-то знаменитостей, а наша Лопшеньга может.

Действительно, нашу деревню посещали писатели: С.Максимов, М.Пришвин, Юрий Казаков, Глеб Горышин, Юрий Вигорь, Владимир Личутин, Ираида Потехина, а Павел Кренев (Поздеев) родился здесь в Лопшеньге.

Михаил Пришвин в 1905 году отправился на Север за сказками («За волшебным колобком»), посоветовали искать их в Дуракове, ну а по пути нашу деревню не минуешь. Он описывает, как девки в праздник на Сальной горе хороводы водили — это у нас.

А Юрий Казаков очень любил Лопшеньгу и был здесь не один раз, не зря он называл свою книгу «Поедемте в Лопшеньгу». Это воспоминания о К.Паустовском, который тоже очень мечтал побывать у нас: «Знаете что?.. давайте с вами поедем в следующем году на Север. Как это там у вас? Лопшеньга... Поедемте в Лопшеньгу?»; «Счищая возле амбарчика грязь с сапог, я успел сказать К.Г., что собираюсь летом на Север, на Белое море, стал рассказывать о поморах. И, едва взойдя в теплую бревенчатую комнату, он тут же полез на полку, достал географический атлас, снял очки и, поднеся атлас близко к глазам, начал отыскивать места, куда я собирался ехать.

- Яреньга... Лопшеньга... - бормотал он. — Какие названия! Юра, возьмите меня! Возьмете? Я вот поправлюсь... Врачи пустят — возьмете?

И с тоской поглядел за окно, на заливные луга, на Оку.»

А это отрывок из рассказа Казакова «Никишкины тайны»: «Бежали из лесу избы, выбежали на берег, некуда дальше бежать, остановились испуганные, сбились в кучу, Глядят заворожено на море... Тесно стоит деревня! По узким проулкам деревянные мостки гулко отдают шаг. Идет человек — далеко слышно, приникают старухи к окошкам, глядят, слушают: семгу ли несет, с пестерем ли в лес идет или так... Ночью, белой, странной, погонится парень за девушкой, и опять слышно все, и знают все, кто погнался и за кем.

Чуткие избы в деревне, с поветями высокими, крепко построены, у каждой век долгий — все помнят, все знают. Уходит помор на карбасе, бежит по морю, видит деревня его темный широкий парус, знает: на тоню к себе побежал. Придут ли рыбаки на мотоботе с глубьевого лова, знает деревня про них, с чем пришли и как ловилось. Помрет старик древний, отмолят его по-своему, отчитают по древним книгам, повалят на песчаном угрюмом кладбище, и опять все видит деревня и вопли женок принимает чутко.»

Это из рассказа «Свечечка»: «И поверь, малыш, совсем не смешно мне было, когда один мой друг, рассказывая о войне, о том, как он соскакивал с танка, чтобы бежать в атаку, - а был он десантником, - и кругом все кричали: «За Родину!», и он вместе со всеми тоже кричал: «За Родину!», а сам видел в эти, может быть, последние свои секунды на земле не Родину вообще, а отцовский дом, и сарай, и сеновал, и огород, и поветь в деревне Лопшеньга на берегу Белого моря!»

А рассказ Казакова «Манька» даже экранизирован.

Казаков «позвал» в Лопшеньгу Глеба Горышина, который побывал здесь уже после смерти своего друга. Так появился рассказ «Шесть окон на Белое море», это, собственно воспоминание о Ю.Казакове: «Сижу у моря. Лопшеньга — вот она, самая живая деревня на Летнем берегу. Избы окнами на восток, колыхание моря, белые птицы на серых камнях... И — ощущение запечатленного мгновения какого-то недоступного смертному высшего счастья...»

Как-то в конце 70-х годов деревня наша дружно, передавая друг другу, читала журнал «Сельская молодежь», где был напечатан рассказ Ю. Вигоря «Не согласен на медаль». Это произведение родилось после поездки его к нам, а прототипом главного героя — Митьки Майзерова послужил житель нашей деревни ветеран войны Юдин В.П.

Ираида Потехина после своего путешествия по Летнему берегу написала книгу «Соловки», там она тоже пишет о том, как гостила в Лопшеньге.

Владимира Личутина привез в гости Павел Григорьевич, и в своей книге «Душа неизъяснимая» он опубликовал некоторые фотографии, сделанные в нашей деревне.

Ну а Павел Григорьевич Кренев (Поздеев) наш земляк, автор книги о родной деревне «Река детства» и «Краски Белого моря», а кроме того он и стихи пишет. Вот как он пишет о Лопшеньге («Река детства»): «Лопшеньгу давно уже почитают писатели и художники. В этой русской деревне, стоящей на зеленом лугу «у самого синего моря», несколько летних сезонов прожил в тридцатые годы известный художник Василий Васильевич Рождественский и уважительно отзывался о ней и ее жителях в своей книге «Записки художника». Картины его, написанные в Лопшеньге, хранятся в Третьяковской галерее. Одна из них называется «Золотоволосая поморка». Изображенную на ней женщину зовут Касина Ивановна Петрова, живет и здравствует она в Лопшеньге. С сыном ее Мишкой я в детстве дружил. Человек с мольбертом и сейчас не редкость на здешнем берегу.

Бывал здесь Михаил Иванович Пришвин. О нем рассказывал мне отец. А Юрий Казаков, впервые по-настоящему правдиво и наиболее художественно высветивший людей, живущих рядом с Белым морем, считал Лопшеньгу самой красивой поморской деревней и жил здесь подолгу. Огромного, в сером свитере, я десятки раз видел его среди местных рыбаков. Последняя его книга называется «Поедемте в Лопшеньгу». Только вышла она уже после смерти любимого писателя. Не бывать ему там... Не приехать в Лоншеньгу и Константину Паустовскому. А он мечтал об этом на закате своих дней... Слушал старинные песни самодеятельного лопшеньгского хора профессор П.С.Выходцев, мерил длинными шагами здешний берег Глеб Горышин.»   

Мы тоже посвящаем своей родной деревне стихи и песни, наши ученики пишут неплохие стихотворения о своей родине. 

Лопшеньга! Красавица моя!

Морюшко, речушки да поля.

Разбежались домики по берегу,

Где порой сердито бьет волна.

Смотрят домики окошками на море,

А другие смотрят на поля.

 

Озеро Лопшенское – краса!

Верхотинка – речка шаловлива.

Бросишь взор – кругом  луга, леса.

До чего ты, родина, красива!

 

Разнесла судьба кого куда,

Но кого и где бы ни носило,

Сердце рвется в Лопшеньгу – туда,

Где родная мать меня взрастила.

 

Где друзья, родня, рыбалка, море,

Дом и школа милая моя.

Там, где детство наше проходило,

Юности стремглав неслась пора.

Это все – твой уголок, Россия,

Лопшеньга – красавица моя!!!

(Автор Петрова Галина Николаевна)

Храм.jpg11 июля 2009 года в деревне Лопшеньга состоялось торжественное открытие нового храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.






Благодарим за предоставленный материал Петрову Галину Николаевну и весь творческий коллектив исследовательской работы 

Вернуться к списку деревень